Полимерная глина

Цветок папоротника (флешмоб «Весенние цветы»)

Этот мастер-класс я подготовил для флэшмоба «Весенние цветы», старт которому в середине марта дала Rusalina_.

Список мастеров, принявших участие во флэшмобе, и ссылки на их мастер-классы можно найти на одной из моих страниц Вконтакте: http://vk.com/album-70152442_214823281.

Надежда Елькина (http://www.youtube.com/watch?v=33YsvWslyCg), передавшая мне эстафету, в качестве задания предложила цветок папоротника…

По народному поверью, один раз в году в ночь на Ивана Купалу, ровно в полночь, на папоротнике появляется золотой цветок с огненно-красным отливом, цветущий всего несколько мгновений. Человек, увидевший этот цветок или завладевший им, обретал способность узнавать прошлое и заглядывать в будущее, видеть и добывать клады, спрятанные под землей, понимать язык животных, птиц и растений, открывать замки, становиться невидимым; горящий цветок давал власть над миром. Считалось, что цветок папоротника приносил своему хозяину счастье и удачу.

Листья папоротника использовали в качестве оберега. Их пропускали сквозь звенья золотой или серебряной цепочки, которую следовало носить на теле. Владелец такого оберега пребывал в уверенности, что ни один человек не сможет пожелать ему зла.

[РЭМ: ПАПОРОТНИК, http://www.ethnomuseum.ru/prazdniki/paporotnik]

И пусть вас не смущают даты цветения папоротника: всё равно мы имеем дело с мифом. Поэтому сам цветок искать не будем, попытаемся найти его следы…

С чем я сразу определился, так это с техникой исполнения: мокуме гане. Полагаю, мокуме идеально подходит для реализации мифических задумок. И очертания самого цветка я долго не искал: взял за основу белорусскую памятную монету.

А вот на цветовое решение я вышел только с четвёртой попытки. Все промежуточные пробы цвета я покажу в конце мастер-класса, а сейчас перейду к окончательному решению. Не пугайтесь, для весеннего флэшмоба я выбрал монохромное решение: у меня будет практически черно-белый кулон с цветком папоротника. Почему так радикально? Да потому что весна у всех разная: у кого-то уже персики отцвели, а у нас на Белом море ещё и почки-то на деревьях не набухли. Снег растаял: и на том спасибо… 🙂 И где при такой весне найти следы папоротника? Правильно: в лесу, там, где сошёл снег. Это позже появится цвет, а пока всё как в черно-белом кино.

Итак, мне понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • полимерная глина двух цветов: белого и черного
  • скалка или паста-машина
  • колюще-режущие: лезвия, дотсы, биты для отверток или стеки подходящего размера
  • печь
  • наждачка, или как у меня – пилки для ногтей
  • и всякая мелочь: листы белой бумаги, полиэтиленовые пакеты, салфетки
  • акриловые краски (можно и без них, но я не совладал с соблазном тонировки)
  • для имитации растаявшего снега (т.е. луж) хорошо подойдёт эпоксидная смола
  • засушенные листья папоротника
  • ну и для сборки кулона: ювелирный тросик (ланка), бусины (натуральные камни, хрусталь, стекло), фурнитура (шапочки для бусин, скуфейки, кримпы, замки, цепочки…)

Приступим. Взяв немного белого и черного, смешаем серый, чтобы смягчить слишком сильный контраст. Кстати, черный (не самый популярный у меня цвет) нашёлся только с блёстками. С блёстками, так с блёстками… Раскатаем скалкой или на паста-машине до толщины примерно 2 мм и обрежем до одинаковой формы (я просто воспользовался квадратным катером).

Складываем в стопку, начиная с черного внизу и заканчивая белым вверху. Раскатываем полученную стопку так, чтобы её площадь увеличилась раза в 4. Разрезаем на 4 примерно равные части.

Снова складываем стопочкой. И раскатываем до размеров чуть больше будущего кулона. В качестве формы кулона я взял какую-то красивую картонную детальку от дочкиной аппликации, вы можете нарисовать её сами на листе картона и вырезать полученный контур. Раскатанный сэндвич из трех цветов прикатал скалкой к серой основе будущего кулона. Для основы просто смешал все черно-белые остатки и обрезки, не сильно переживая о тщательности перемешивания (неоднородность цвета мне как раз по душе: напоминает камень). Суммарная толщина кулона составила 7-8 мм. Примерно пара миллиметров позже будет срезана и оставшихся пяти будет достаточно, чтобы просверлить отверстие для ювелирного тросика, на который я буду подвешивать кулон.

Картонным контуром слегка промял границы кулона, чтобы видеть «поле сражения». Затем подвигаю ближе рисунок упомянутой монеты и начинаю подходящим инструментом (у меня это дотс, оставшийся от увлечения кардмейкингом, хотя его вполне может заменить простая зубочистка) слегка намечать контур рисунка. Это лишь тонкие контуры: любую ошибку несложно поправить, проведя линию рядом. Неправильные линии потом просто сравняются и уйдут под нож.

Когда набросок контура готов, берем в руки стек (а у меня это биты из строительного магазина) и продавливаем контур почти до середины кулона.

Мелкие зазубрины получившегося рисунка лишь добавят шарма в виде общей потертости (это ведь прошлогодний цветок, из-под снега, он по определению не может быть слишком ровным). И тут Остапа понесло: зачем я достал ещё и круглую биту? Не могу логично объяснить, что здесь делают эти точечки. Вообще было много мистического: кажется, что не я управлял процессом, а кулон сам выбирал цвет, форму, рисунок…

Как бы там ни было, а рисунок вышел такой, какой вышел. Накрыв его кусочком полиэтилена, я слегка прикатал поверхность. Теперь настало время острых лезвий. Как обычно, я начинаю срезать верхние слои стопки небольшими фрагментами, постепенно «проявляя» окончательный рисунок. Тут главное – вовремя остановиться.

Я достаточно детально срезал верх кулона и почти не тронул нижнюю часть. Во-первых, там почти ничего нет кроме стебля, а, во-вторых, там будут листья папоротника, которые закроют большую часть. Прикидываю, как это будет, накрываю картонкой и острым ножом обрезаю кулон по контуру. Дальше – печь, минут 20–30, при 130 градусах (по инструкции на упаковке).

После печки я охлаждаю кулон в холодной воде (не потому, что холодная вода нужна, – просто я не умею ждать). И, вооружившись пилками для ногтей, шлифую края кулона. А дальше… мне почему-то не нравится слишком чистый рисунок (опять не могу объяснить: зачем и почему). И я, начиная менять одну акриловую краску на другую и периодически убирая влажными салфетками излишки, добавляю цвет. Но очень чуть-чуть (буквально то, что не стерлось под снегом).

Много было испорчено краски ради нескольких едва уловимых пятнышек. Была еще попытка покрасить листья папоротника. Красиво получилось…, но в окончательный вариант прошли натуральные листья, без покраски. Ну и, чтобы защитить листья папоротника, а попутно для имитации воды, покрываю кулон линзой из эпоксидной смолы (этот процесс в данном мастер-классе не описываю). И некоторое время любуюсь результатом.

Почти всё, осталось подвесить кулон. Конкретно для этой формы и цветового решения я изначально планировал ювелирный тросик. Поэтому берём в руки сверло, делаем отверстие и продеваем тросик. Ну и завершающие несколько часов: заполнение тросика бусинами. Я всегда сначала собираю бусины на одной половине тросика, а бусины для симметричной второй — откладываю в сторонку. Так проще исправить. Никогда не рисую предварительный эскиз, бусины собираются так, как «сами лягут». Иногда, почти дойдя до конца, я понимаю, что бусина где-то в самом начале не смотрится в общей картине. Вот тогда-то и получается, что проще разобрать одну нитку, чем обе сразу. А еще бывает: параллельно собираю правые и левые стороны по-разному, чтобы выбрать результат, который больше по душе.

Ну вот и всё. Осталось на конце зафиксировать тросик с помощью кримпов и скуфеек (держателей для узелков) и приделать замок и небольшую удлинительную цепочку. И вот он – загадочный и мистический цветок папоротника, который сам решает, каким ему быть 🙂

И напоследок обещанные промежуточные пробы цвета:


Поделиться