Техника «мокумэ ганэ» — одна из моих любимых техник при работе с полимерной глиной. Но каждый раз, начиная подбирать цвета для стопки мокумэ, я испытывал те ещё муки творчества. Хотя всё творчество вроде бы ещё и не начиналось.
Не так давно меня посетила простая мысль (вроде бы простая, но как же долго я к ней шёл)) — зачем пытаться самому придумывать гармоничные сочетания цветов? Ведь вокруг меня уже так много шикарнейших сочетаний: что-то создала сама природа, а к чему-то приложили руки люди. Но в любом случае, они уже привлекли мой взгляд, осталось только научиться использовать эти готовые решения, лежащие в совершенно открытом доступе.
Я почти каждый год путешествую с семьёй на машине с Белого моря на Чёрное. Разумеется, всегда в дорогу отправляется и фотоаппарат. Представляете, сколько ярких сочетаний я, северный человек, привыкший к сдержанным краскам, встречаю по мере приближения к Югу? Хоть на каждом шагу останавливайся и фоткай))
Иногда путешествия бывают и не такими долгими, всего на день-два удовольствия, недалеко от родного дома. Но, даже отправляясь за грибами в осенний лес или на прогулку к родному Белому морю, я не забываю про фотоаппарат.
И во всех путешествиях и прогулках я делаю множество снимков, многие из которых уже сами по себе служат хорошим вдохновением. Но сегодня мой лайфхак — использовать эти снимки для моей любимой мокумэ.
Весь процесс можно разбить на четыре крупных этапа:
- Отбор фотографии, интересной с точки зрения сочетания цветов
- Создание палитры на основе этой фотографии
- Перенос палитры в полимерную глину
- И собственно процесс «мокумэ ганэ»
Отбор фотографии, интересной с точки зрения сочетания цветов
Хотел оговориться, что первый этап описывать не стану, т.к. это дело вашего вкуса. Но всё же покажу примеры фотографий, которые я посчитал интересными, и для которых я создал палитру цветов.
Ветка татарской жимолости может подарить нежное сочетание оттенков розового и зелёного:
Детская карусель с лошадками из Анапы для яркого праздничного мокумэ (для желтого и коричневого цветов в мокумэ можно будет взять глину «металлик» золотого и бронзового цветов):
Сдержанные, приглушенные цвета северной клюквы на болоте:
Или вдруг простой поход в кофейню может заставить расчехлить фотоаппарат:
А сколько ещё интересных цветов нашлось в моих альбомах. Осталось просто выбрать самые интересные, выделить палитру цветов и начинать мокумить:
Тем более, что для стильного мокумэ иногда достаточно выделить всего пару-тройку цветов и добавить к ним белый:
Ну и, наконец, то фото, что будет сегодня использовано в последующих этапах. Алые маки на пшеничном поле где-то в Краснодарском крае.
Сначала я отобрал фото с крупным маком, но итоговую палитру создал из фотографии, где добавился цвет неба.
2. Создание палитры на основе этой фотографии
Можно, конечно, начинать смешивать цвета глины уже на основе обычной фотографии. Но гораздо проще, удобнее и дешевле сначала подобрать цвета для палитры в любимом фоторедакторе.
Для начала откроем выбранную фотографию и создадим несколько слоёв с прямоугольниками, которые будем закрашивать выбранным цветом.
У меня Photoshop, для прямоугольника я использую Инструмент «Прямоугольник» (U) (стрелка 1). Параметры инструмента (стрелка 4):
- Слой-фигура
- Инструмент «Прямоугольник»
- Создать новый слой-фигуру
Над фото создаётся новый слой (стрелка 3) с прямоугольником, размер и положение которого определяется вами (стрелка 2).
Цвет пока чёрный. Но его легко заменить на интересующий вас цвет: клик мышки по чёрному квадратику в палитре «Слои» открывает окно задания цвета. Курсор становится пипеткой, вам лишь нужно указать тот фрагмент фотографии, где расположен интересующий вас цвет (красной стрелкой показал, где «прячется» пипетка).
Аналогично можно создать ещё несколько прямоугольников для других цветов палитры.
Я не расписываю подробно работу с фоторедактором. Это ведь рассках о лайфхаке, а не о Photosop. Да и может быть вы пользуетесь иным редактором, может просто Paint (в нём тоже можно рисовать прямоугольники, и есть пипетка для выбора цвета):
3. Перенос палитры в полимерную глину
Переходим к самому, пожалуй, сложному этапу. Нам предстоит смешать несколько цветов полимерной глины, чтобы получить то, что только что появилось на экране в виде палитры.
Принцип смешивания цвета довольно простой: берём белый цвет и к нему по чуть-чуть примешиваем другие цвета. Главное здесь: по чуть-чуть. Если добавить сразу слишком много цвета, чтобы исправить придётся потратить много белого.
Впрочем, эта оговорка именно для выбранных маков на пшеничном поле, где палитра получилась нежная (за исключением яркого алого). Для тёмных цветов как, например, в кофейной палитре, показанной в первом пункте, как раз белого придётся добавлять по чуть-чуть.
Но я выбрал маки, поэтому добавляю небольшой кусочек цвета к белому и перемешиваю до однородного оттенка. Паста-машина мне в помощь)) Для получения нужного оттенка иногда смешивал по 3-4 разных цвета. При этом использовал те цвета, что были в моих запасах. Алого не нашлось, но был медный металлик, к которому я добавил капельку желтого.
Периодически прикладываю для сравнения полученный пласт к экрану с палитрой.
Наконец все цвета более-менее подобраны, можно переходить к следующему этапу.
Я не случайно написал «более-менее». Ведь всегда можно найти смысл для отступлений от основной линии. К примеру, при смешивании этих цветов я отказался от чисто пастельной гаммы. К белому я примешивал очень много металликов разных цветов. Хотя в самой палитре вроде как никакого металлического блеска не было)) Главное в этом процессе» — я должен быть доволен результатом, а я им оказался весьма доволен.
4. И собственно процесс «мокумэ ганэ»
По технике «мокумэ ганэ» у меня уже есть несколько подробных уроков. Для демонстрации этой палитры лучше всего подойдёт вот этот «карамельный» урок). Техника та же, просто цвета новые:
Эти заготовки ещё ждут своего завершения: шлифовка, покрытие ювелирной смолой, сборка. Чуть позже появятся серёжки, брошки, кулоны.
А пока из обрезков другого мокумэ с этими же цветами я сделал несколько бусин, запёк, покрыл слоем прозрачной низкотемпературной эмали (для лёгкого керамического эффекта) и тремя слоями глянцевого лака.
Добавил немного бусин в тему и получил комплект из серёжек и браслета:
Лично мне понравился такой способ подбора цветов для «мокумэ ганэ». Результат получается более предсказуемый с самого начала, а про неудачные сочетания цветов можно забыть.